Форум «Ребенок в цифровом мире» 10.06.2024

В нашей постоянной рубрике Борискина Анастасия Анатольевна, кандидат педагогических наук, член Российского психологического общества (Московское отделение), педагог-психолог делится своими впечатлениями от участия в Международном форуме:

«В Москве прошел Международный форум «Ребенок в цифровом мире», посвященный Дню ребенка (День защиты детей). Организаторами форума стали Московский государственный университет (МГУ), Российское психологическое общество (РПО). Мне тоже выпала честь поучаствовать в работе форума и выслушать доклады, посвященные детям и их защите, воспитанию в семье, новым инновационным технологиям с их влиянием на ребёнка. Форум прошёл в онлайн-режиме, география стран-участниц впечатляет: Великобритания, Вьетнам, Греция, Индонезия, Индия, Испания, Казахстан, Иран, Кали (Малайзия), Кипр, Китай, Коста-Рика, Колумбия, Куба, Мексика, Монреаль (Канада), Непал, Россия, Турция, Хорватия, Узбекистан. Такое количество стран-участниц стало возможно благодаря онлайн-технологиям, собственно тем инновациям, которые входят в образовательное пространство и расширяют его границы. Мнение ученых разделилось, кто-то говорил о том, что влияние цифровых технологий на детей не всегда положительно, кто-то показал положительные стороны этих технологий, а кто-то занял среднюю позицию, которой придерживаюсь и я, и думаю, многие из нас.
Без цифровых технологий трудно представить современную школу, но ко всему надо относиться без фанатизма, сохраняя традиции, важно научиться быть открытым новому, исследовать новое, и понимать, какое влияние это новое оказывает на детей. Все доклады были достойны и информативны, более того, полезны для педагогической практики. Но были те, на которые обратила особое внимание. Это доклады, посвященные: детской агрессии, буллингу, кибербуллингу: Иван Коновалов, Артур Реан «Педагогическое социальное восприятие подростковой агрессии» (Россия); Кандидо Алберто Да Коста Гомес, Сусана Са, Карлос Соуза, Жеральдо Калиман «Отношение подростков к Интернету и кибербуллингу» (Португалия); Инмакулада Мендес Матео «Буллинг и кибербуллинг: профилактика и вмешательство» (Испания); Диего Вергара «Факторы, влияющие на буллинг в дошкольных классах: учителя против психологов» (Испания); номофобии, зависимому поведению: Ловорка Брайкович «Номофобия как фобия современности: вызов цифровой эпохе» (Хорватия); Андик Матулесси «Влияние традиционных игр на снижение зависимости от цифрового мира» (Индонезия).
Учёные Росси и других стран мира подчеркивали положительные и отрицательные стороны цифровизации. Жизнь меняется, меняются технологии, инновационное образование позволяет использовать смешанные технологии (некий симбиоз онлайн и офлайн форматов), однако, идя к ребенку важно помнить, что взрослые могут использовать привлекательные для ученика технологии для улучшения качества его образования и самой личности, необходимо уметь защитить ребенка от тех опасностей, которое таит в себе Интернет-пространство».