Педагог-психолог в детском саду
Педагог-психолог - специалист, оказывающий психологическую помощь населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.
Цель работы педагога-психолога в детском саду – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях детского сада, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Основными направлениями деятельности педагога - психолога в детском саду являются:
Психологическая профилактика
Психологическая профилактика - предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно - образовательного процесса.
В контексте ФГОС ДО психопрофилактика выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога и подразумевает работу по созданию полноценной социальной среды для развития детей, раскрытию возможностей возраста, созданию благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.
Психологическая диагностика
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» Ст. 44 п.2 (6,8).
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дошкольного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, получение информации об уровне психического развития детей, а также выявление индивидуальных особенностей и проблем других участников воспитательно - образовательного процесса.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу воспитателей, специалистов, администрации, родителей (законных представителей) воспитанников детского сада и по инициативе педагога-психолога.
Консультации для родителей проводятся по вторникам с 08.00 до 09.30 по предварительной записи.
Психологическое развитие и коррекция
Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление трудностей в развитии ребёнка. Предполагает активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога и других специалистов в детском саду, как через реализацию образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
Педагог-психолог осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного развития детей на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер.
В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.