«УГ Москва», №02 от 13.01.2015 года "Начальная школа: взгляд родителей" 12.01.2015

​Для каждого родителя год перед поступлением его ребенка в школу - это год особенных тревог и забот.

Куда пойти? Как не ошибиться в выборе учебного заведения? Ведь следующие четыре года станут фундаментом, взлетной полосой, определяющей весь дальнейший путь развития маленького человека: его отношения к учебе, к коллективу, к жизни в целом.
Все родители проходят этот путь поисков и сомнений. А у меня в тот момент появилась еще и дополнительная тревога: ведь именно в год поступления моей дочери в школу (в 2011-2012 учебном году) планировалось ввести ФГОС - абсолютно новые образовательные стандарты. В документах на сайте Министерства образования и науки РФ все выглядело очень четко и красиво. Но как школы справятся с такой высокой планкой? Эта мысль не покидала меня до апреля, до самого дня открытых дверей.
Однако высочайший уровень профессионализма и степень уверенности администрации и педагогов лицея №1158 развеяли все мои сомнения! На встрече мы говорили не только о завтрашнем дне - о том, что ждет наших детей в первом классе, мы также активно обсуждали и день послезавтрашний: перспективы развития и роста, новые приоритеты и акценты в образовании. Во всем чувствовались реальная готовность и огромное желание школы растить новое поколение активных, здоровых, критически мыслящих, творческих людей. Новые инициативы и ФГОС больше меня не страшили - теперь они стали мне понятны и близки.
Вдохнув с облегчением, я только тогда смогла внимательно оглядеться по сторонам и увидела, как прекрасно организована и оснащена школа.
Во-первых, здесь существует отдельное здание для начальных классов. Честно говоря, для меня, как для родителя, это один из самых важных организационных моментов. Ведь не секрет, что разница между учащимися начальной, средней и старшей школы огромна. И детям этот путь надо пройти постепенно.
Во-вторых, пешеходная доступность школы прекрасно продумана. Для наших учащихся администрация даже смогла установить свой собственный светофор и сделать регулируемый пешеходный переход! Такую заботу о безопасности школьников даже за пределами учебного заведения редко где встретишь.
Меня поразило оснащение школы: великолепные стадионы и спортивные площадки, прекрасный актовый зал, современные и технически оснащенные классы, кабинет информатики, в котором учащиеся могут работать не только с мощными компьютерами, но и с разными операционными системами.
Лицей №1158 создал для детей современную, оснащенную, безопасную образовательную среду, в которой работают настоящие профессионалы: люди, которые любят свое дело и живут школой.
В тот момент я поймала себя на мысли, как много я сама могла бы сделать, если бы в свое время училась в подобной школе. Ведь такой старт открывает совсем иные горизонты! Тогда, в день открытых дверей, это была лишь мимолетная мысль. Но в ее правдивости я убедилась в самое ближайшее время.
Еще только переступив порог школы в новом качестве родителей первоклассницы, мы сразу поняли, что здесь жизнь бьет ключом. Ведь помимо высокой планки образования лицей №1158 активно поддерживает и развивает внеурочную деятельность учащихся. Это математические кружки, проектная деятельность и другие занятия, которые проводит классный руководитель после уроков. Кроме того, в школе представлены самые разнообразные секции по основным направлениям: нравственному, оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному. Выбор настолько богат, что дети после уроков отказываются идти домой и умоляют оставить их в группе продленного дня. Ведь им все интересно! Благодаря такой широкой внеурочной деятельности моя дочь открыла в себе множество талантов: актерские, музыкальные, талант компьютерного программиста, теннисиста и даже резчика по дереву!
В школе существуют замечательные традиции. Одна из наших самых любимых - интеллектуальные недели: неделя русского языка или математики, английского языка или литературы. Дети всегда с нетерпением ждут и готовятся к этим мероприятиям. Ведь они знают, что впереди творческие и интеллектуальные соревнования, выпуск стенгазет и выступления в параллельных классах.
Творческие мероприятия, традиционно проводимые в школе, поражают воображение даже самого искушенного зрителя! День учителя, новогодние балы, сказки и капустники, Масленица, 8 Марта... Каждый праздник - яркая феерия, грандиозное событие, в организации которого дети принимают самое активное участие.
Я уже вскользь упомянула внеурочные занятия по проектной деятельности, которые проводят для учащихся нашей начальной школы. Однако на самом деле это направление заслуживает отдельного внимания. Честно говоря, в первый год нас, родителей, пугало даже само слово «проект». Однако разъяснительная работа классных руководителей, общий настрой школы, регулярные мероприятия - все это привело к тому, что дети глубоко заинтересовались новой формой обучения. Прежде всего они увидели разницу между простым докладом и исследовательским проектом. Уже в первом классе моя дочь самостоятельно планировала теоретическую и практическую часть своей работы, училась выдвигать гипотезы, формулировать тезисы. А какое удовольствие она получала, выступая перед одноклассниками и учащимися других параллелей!
Навыки и умения, которые получают дети, работая над проектом, бесценны: они учатся структурированно мыслить, грамотно оформлять свою работу, осваивают культуру публичного выступления и получают навыки ведения научной дискуссии. Все это делается легко и с увлечением, потому что ребята с радостью рассказывают своим друзьям о том, что им самим интересно, и сами глубже изучают любимые темы.
Работа над проектом уникальна тем, что дает возможность любому ребенку проявить себя. Ведь не каждому хорошо даются все школьные предметы, не каждый может собраться и хорошо написать олимпиаду, но каждый человек может подробно изучить интересующую его область, провести практическое исследование и представить его результаты.
Представление результатов и возможность публичной защиты - это прекрасная школа жизни. Моя дочь с большим увлечением занимается научно-исследовательской деятельностью. За год она придумывает и разрабатывает по 2-3 серьезных проекта. Именно поэтому мы часто принимаем участие в конференциях самого различного уровня и тематики. Я всегда с большим интересом наблюдаю за их участниками: за подрастающим поколением молодых ученых. Некоторых детей мы встречаем из года в год, очень любопытно смотреть, как меняется серьезность их подхода, глубина научного взгляда, стиль и манера презентации. Прогресс потрясающий!
Исследовательская и проектная деятельность крайне важна для развития и личностного роста детей. Лицей №1158 активно работает в этом направлении. Именно поэтому на базе нашей школы проходят не только внутренние конференции по защите проектов. Уже более 10 лет на базе лицея проходят окружной конкурс проектных, исследовательских и творческих работ младших школьников «Премьера», а также окружной этап Московской городской конференции учащихся «Открытие».
Словами не передать, как приятно выступать в роли гостеприимных хозяев и принимать в стенах своей школы самых талантливых и любознательных детей нашего округа. Ребята, объединенные общим интересом к исследованию, к научному творчеству, быстро находят общий язык. После конференции они бурно обсуждают работы друг друга. И что скрывать, мы, взрослые, тоже с огромным интересом подключаемся к их дискуссиям.
В прошлом учебном году моя дочь заняла первое место в Московской городской конференции «Открытие». Эта победа окрылила ее, дала ей огромный стимул к развитию. Я бесконечно благодарна школе, методистам округа и города, чья кропотливая работа дает детям такую удивительную возможность проявлять себя, вырасти сразу на целую голову, но, главное, общаться с творческими, мыслящими, заинтересованными людьми.
В этом учебном году учащиеся четвертых классов школ Южного округа впервые примут участие в конкурсе «Ученик года Южного округа-2015». Наш лицей доверил моей дочери право представлять его на таком удивительном и масштабном мероприятии. Пожелайте ей удачи!

Алена ПРОКУДИНА, мама ученицы 4-го класса лицея №1158

«УГ Москва», №02 от 13 января 2015 года