За три последних года лицеисты приняли участие в 133 конкурсах и конференциях и стали призерами и победителями 128 из них. Лицей - лауреат конкурсов «Школа - лаборатория инноваций» и «Лучшая инновационная площадка». Высоких результатов мы добились во многом благодаря тому, что обратились к проектной технологии.
Но надежды возлагаем и на метапредметную образовательную среду, так как видим в ней основу формирования личности ребенка и повышения качества образования.
Первый этап работы определился после анализа результатов диагностик, предоставленных МЦКО. Проверялись метапредметные умения в 5-х, 6-х, 7-х классах, метапредметная информационная компетентность, метапредметные умения по сформированности читательской грамотности и метапредметные навыки. Многие учащиеся допустили ошибки только потому, что им не удалось проследить взаимосвязи в заданиях из разных областей знаний. Поэтому возникла объективная необходимость создания нового методического объединения учителей, работающих по выработке единых подходов к метапредметным результатам.
Как это происходило?
Мы пришли к выводу, что для успешного решения данной проблемы школе нужна команда единомышленников. Перед коллективом встала задача научиться проектировать урочную и внеурочную деятельность совместно. Помощь в решении данных задач мы нашли в Институте дополнительного образования МГПУ на курсах повышения квалификации школьных
команд педагогов по теме «Технология формирования метапредметных компетенций обучающихся образовательных организаций». К окончанию курса
команда лицея овладела навыками совместного проектирования образовательного процесса и методиками формирования и диагностики метапредметных результатов обучающихся.
Новое методическое объединение проводит семинарские занятия для учителей школы, планирует открытые занятия по формированию метапредметных умений и межпредметные интегрированные уроки.
Интегрированные уроки проводятся на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование учителями разных предметов информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).
Начали с межпредметной интеграции смежных областей. За основу выбрали такой предмет, как математика, и проводили интегрированные уроки с физикой, химией, биологией, информатикой, экономикой.
Теперь переходим к глубокому уровню межпредметной интеграции разных предметных областей. Но за основу все равно берем математику, которая в известной степени является методологической, мировоззренческой и фактологической базой не только для естественных, но и для гуманитарных наук. Кроме того, именно современный уровень развития математики дает ей возможность лучше, чем другим наукам, выступать подтверждением материального единства мира. Сейчас разрабатываем интегрированные уроки математики с историей, географией, МХК, музыкой.
Интеграция для нас не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, которая позволит повысить уровень знаний учащихся по предметам и их познавательный интерес - желание активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время, включаться в творческую деятельность.
Второй этап работы - это создание на базе нашего лицея ресурсного центра, который работает по теме «Повышение эффективности деятельности образовательной организации посредством формирования метапредметной образовательной среды».
В центре изучаются и анализируются инновационный опыт, методические разработки учителей по формированию метапредметных связей и подходов, выявляются рождающиеся в творческом поиске тенденции, проходит транслирование данного опыта на семинарах, круглых столах, мастер-классах (также мы осваиваем новые формы распространения педагогического опыта через ресурсы Интернета).
Для нас очень важно, что сформированные метапредметные УУД будут применяться нашими учащимися как в рамках образовательного процесса, так и в жизненных ситуациях.